Назад к списку

Порядок трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации

  В данной статье мы решили описать все особенности трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации и дать рекомендации по оформлению иностранного гражданина на работу, которой могут пользоваться иностранцы, приезжающие на работу в Россию в безвизовом порядке. 

  Итак, Вы – гражданин другого государства, с которым у РФ имеется договор о безвизовом въезде, и у вас есть желание приехать в Россию на заработки. Вы отправляетесь в РФ впервые либо уже были здесь, однако у вас нет ни РВП, ни ВНЖ.

  Страна, гражданство которой вы имеете, также не является членом ЕАЭС.

  Во-первых, Вы должны иметь заграничный паспорт (загранпаспорт). Этот документ потребуется для пересечения границы. Если он отсутствует, вначале необходимо оформить его у себя на Родине.

  Во-вторых, на границе вы получите миграционную карту, которую потребуется заполнять самостоятельно. Отметим, что в качестве цели въезда вы должны будете указать «Работа». Нельзя указывать что-либо другое или не поставить цель вообще. Поменять цель въезда и другую информацию после пересечения границы будет невозможно. 

  В-третьих, когда граница будет пересечена, вам будет предоставлено семь рабочих дней (у Таджикистана – пятнадцать календарных суток) для оформления миграционного учета. Он также носит названия временной регистрации

   Необходимо, чтобы миграционный учет оформлялся по адресу вашего будущего рабочего места или фактического проживания. В противном случае он может быть в любую минуту аннулирован, а ваше нахождение в России станет незаконным, что в последствии может привести к запрету на въезд в РФ в будущем. 

  В-четвертых, чтобы иностранцу трудоустроиться в РФ официально, необходимо оформить патент на работу. При его отсутствии вам не удастся работать легально. 

   Для подачи заявки на патент отводится тридцать дней. За этот период иностранному гражданину требуется собрать все документы для патента на работу. 

  Только после получения патента на работу на руки у иностранного гражданина будет возможность начать официально работать по той специальности и в том регионе, которые указаны в патенте. 

  Итак, патент получен, и у вас теперь есть два месяца для того, чтобы найти работодателя, подкрепить официальное трудоустройство иностранного гражданина к этому работодателю трудовым договором и отправить его копии ГУВМ МВД РФ по месту регистрации. Если вы не сделаете этого, ваш патент могут аннулировать.

   Работодатель в свою очередь должен отправить в ФМС уведомление о заключении трудового договора с вами, таким образом уведомить органы о трудоустройстве на работу иностранных граждан. На это ему дано, согласно закона, 3 дня. 

  После получения патента иностранный гражданин должен в обязательном порядке вносить за него ежемесячные авансовые платежи. 

  В случае просрочки платежа даже на 1 день, или недостаточной суммы платежа, даже на несколько копеек, патент автоматически аннулируется.

  Иностранные граждане также в обязательном порядке должны осуществлять продление регистрации по патенту. (на это у них есть тоже 3 дня.)

  Прием и увольнение иностранных работников с РВП, или ВНЖ требует уведомления ГУВМ МВД России по месту регистрации работника, или и по месту регистрации работодателя, организации. 

  Если иностранный работник осуществляет трудовую деятельность в организации сначала на основании патента, а затем получает РВП, для этого не нужно организации увольнять работника и принимать его заново в связи с изменениями в основаниях осуществления трудовой деятельности. Согласно Трудового Кодекса РФ достаточно простого дополнительного соглашения, в котором будут указаны эти изменения. 

  В случае с иностранными работниками возникает много вопросов. Например, нужно ли организации уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ об увольнении работника, имеющего двойное гражданство (российское и украинское), если на момент приема на работу он являлся гражданином Украины, временно проживающим на территории РФ? 

  По нашему мнению, организация не обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ об увольнении работника, имеющего двойное гражданство (российское и украинское), несмотря на тот факт, что на момент приема на работу он являлся гражданином Украины, временно проживающим на территории РФ.При этом следует учитывать, что 05.04.2016 вступил в силу Указ Президента РФ N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ N 156), согласно которому ФМС России, которая являлась федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, упразднена и ее функции и полномочия переданы МВД России.

   В обоснование этого можно процитировать Правовое положение иностранных граждан, в частности трудовые отношения, регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ

   115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) под иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Из данной нормы можно сделать вывод, что работник - гражданин Украины, имеющий также гражданство РФ, на момент увольнения из организации в рамках Закона N 115-ФЗ не признается иностранным гражданином.

   Пунктом 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ установлена обязанность работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином. Для иных граждан, в частности имеющих гражданство РФ, то есть не являющихся иностранными гражданами в рамках Закона N 115-ФЗ, такое уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ не предусмотрено. 

  Таким образом, можно сделать вывод, что у организации нет обязанности уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ об увольнении работника, имеющего на момент увольнения двойное гражданство (российское и украинское), несмотря на тот факт, что на момент приема на работу он являлся гражданином Украины, временно проживающим на территории РФ. 

  Если индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в г. Ростове-на-Дону, принял по трудовому договору иностранного гражданина с разрешением на временное проживание и представил в уполномоченный орган в г. Ростове-на-Дону соответствующее уведомление. У индивидуального предпринимателя несколько розничных магазинов в г. г. Краснодаре и Ростове-на-Дону, и согласно трудовому договору работа иностранного гражданина носит разъездной характер. 

  Должен ли индивидуальный предприниматель подать уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином с разрешением на временное проживание в уполномоченный орган только в г. Ростове-на-Дону или и в г. Ростове-на-Дону, и в г. Краснодаре? Грозит ли ответственность, если индивидуальный предприниматель не уведомит уполномоченный орган г. Краснодара о приеме на работу иностранного гражданина? 

  На наш взгляд, в данном случае работодателю необходимо направить уведомление только в уполномоченный орган в сфере миграции в Ростовской области. Ответственность за неуведомление уполномоченного органа в Краснодарском крае работодателю не грозит. 

  В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.  

   При этом согласно пп. 2 п. 6 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.Такие случаи установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)". 

  Вместе с тем в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. 

  Согласно ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг). 

  В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор является в том числе место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения. 

  К дополнительным условиям, которые могут включаться в трудовой договор, вышеуказанной статьей отнесено условие об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте. 

  Таким образом, законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "место работы" и "рабочее место". 

  Так, согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. 

  В качестве места работы обычно указываются наименование работодателя и место его нахождения.

   Таким образом, в вышеуказанном случае местом работы (местом осуществления трудовой деятельности) иностранного гражданина, имеющего разрешение на временное проживание, будет являться место нахождения работодателя, то есть Ростовская область. 

  На основании вышеизложенного работодателю необходимо направить уведомление только в уполномоченный орган в сфере миграции в Ростовской области. 

  В этой же связи работодателю не грозит ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в Краснодарском крае.